100 2502

И Ли Цюань и спорт

Спортивное единоборство - это бой, в котором тебе гарантирована жизнь и почти всегда отсутствие серьёзных травм.

А. Родин

В мире единоборств нет-нет да и находятся "мастера", декларирующие идеи о не допустимости участия в соревнованиях , так как спорт убивает истинное искусство боя, а их ученики столь сильны что приняв участие в соревнованиях неизбежно покалечат, а то и убьют своих соперников. Как показывает практика все оказывается с точностью до наоборот, если их ученики пытаются принять, на свой страх и риск, участие в соревнованиях то как правило оказываются безнадёжно несостоятельными и с треском проигрывали.

"Мастера" на самом деле чаще всего прекрасно понимают свою несостоятельность и полную неспособность подготовить своих учеников к участию в соревнованиях, а за этими пространными рассуждениями просто скрывают свой страх поражений. На самом деле, в наше время, спортивные соревнования являются единственным законным способом проверки того чему учится единоборец, каковы его физические, психологические кондиции и технический арсенал, что он реально может и к чему он готов.

Безусловно, спортсмен единоборец стремящийся стать чемпионом радикально отличается от бойца стремящегося убить или хотя бы покалечить противника, но в мирное время, в цивилизованной стране бойцам места нет. Если представить себе, что в какой-то секции вдруг начали бы воспитывать бойцов, итог был бы печален - смерть и тюрьма. С другой стороны занятия чистым спортом действительно ведет к выхолащиванию воинских традиций Востока, боевое - смертельно опасное искусство превращается в безопасное, хотя и щекочущее нервы адреналино-насыщенное развлечение.

В рамках стиля И Ли Цюань, сегодня можно воспитать бойца, но в гражданском обществе это неприемлемо поэтому целью занятий является создание гармонично развитой личности. Европейцы, а в особенности молодые, в силу своей ментальности неспособны длительное время чем либо заниматься не получая время от времени подтверждения тому, что они движутся в правильном направлении. Именно с этой целью во всех стилях, и И Ли Цюань не является исключением, разработаны внутренние аттестации на пояса, дуани, даны и пр.

Спортивные разряды, а также звания призеров и чемпионов в соревнованиях разных рангов выполняют туже функцию, но являются уже не внутренне, а межстилевой оценочной шкалой. И так в каких же видах соревнований могут успешно принимать участие адепты И Ли Цюань - это туй-шоу, шуай-тзяо и сань-да и тао-лу, попробуем подробнее остановиться на каждом из них:

- Туй-шоу (толкающие руки), целью поединка является выведение апонента из состояния равновесия или броска без захвата, существует достаточно много вариантов правил но принципиально различается туй-шоу на месте или в движении. Упоминание о туй-шоу, как методе тренировки и состязания встречается начиная с Х!!!-го века, правда под иными названиями (цзя-шоу, да-шоу и пр.). Практики туй-шоу в том или ином объёме встречается практически во всех единоборствах, являясь неотъемлемой частью внутренних стилей (тайцзы-цюань, и-ли-цюань, синь- и-цюань, багуа-чжан, и-цюань). Как вид спорта туй-шоу окончательно сформировался в ХХ-ом веке. В Украине соревнования по туй-шоу регулярно проводятся начиная с 2009-го года популярность его быстро растет, благодаря тому что опасность получения серьёзных травм в нем сведена практически к нулю, при том что дух борьбы сохранен, как и возможность практического применения приобретенных навыков. Безопасность особенно привлекает родителей, переживающих за здоровье своих детей и одновремённо желающих укрепить их физически и психологически подготовить к самостоятельной жизни.

- Шуай-тзяо (бросать-падать), очень эффектная и эффективная борьба весьма напоминающая самбо или дзю-до с той принципиальной разницей, что в шуай-тзяо отсутствует борьба в партере, болевые и удушающие приёмы, что делает её очень динамичной. Согласно мифов и легенд Китая этот вид единоборства возник порядка пяти тысяч лет назад, фрески с изображением борцов начинают датироваться примерно тысячным годом до н.э. В разные исторические периоды и в разных царствах борьба носила различные названия (тзяо-ди, сян-пу, шан-пу и т.д.). На сегодняшний день в Украине этот вид единоборств не представлен, но в самом ближайшем времени он будет зарегистрирован как вид спорта, после чего вне всякого сомнения получит развитие и займёт достойное место в ряду прочих единоборств востока.

- Сань-да (свободные удары), единоборство, проходящее на квадратной 8Х8м, не огражденной площадке (лэйтай), иногда на боксерском ринге. Разрешенными действиями являются: удары руками и ногами, броски и выталкивание за пределы площадки. Соревнования проводятся в боксёрских перчатках и защитной экипировке, существует несколько версий правил, это проф. бои (полноконтактная, наиболее жесткая версия), любительская полноконтактная для взрослых и любительская с дозированным контактом для детей и подростков. История сань-да это история единоборств Китая и уходит она на тысячелетия в глубь веков, при династии Сун сань-да стало обязательной дисциплиной подготовки армии. Пик его популярности приходится на правление династии Мин, в состязаниях по сань-да (исторические названия: дзюэ-ли, лэй-тай, сян-бо, шоу-бо и пр.), именно тогда начали появляться некие правила. Ограничений в правилах практически не было, это приводило к тому что в ходе схватки поединщиков часто калечили, а то и просто убивали. В 1933-м году в экипировку участников ввели защитное снаряжение, а в правилах ограничения на особо опасные удары и действия. Так постепенно путем ужесточения правил сань-да к нашему времени превратилось в хотя и жесткий, но достаточно безопасный, зрелищный и эффективный вид спорта.

- Тао-лу (комплект путей), это комплексы формальных упражнений в которые включены: технический арсенал, перемещения, усилия и переходы от одного действия к другому, характерные для того или иного стиля. Выполняющий тао-лу, имитирует ведение боя против одного или нескольких противников, перемещаясь и изменяя направления движения. Изначально тао-лу были неотъемлемой частью изучения определённого стиля, но с 1956-го года они были вынесены в отдельную соревновательную дисциплину, в следствии чего претерпели значительные изменения, теряя своё прикладное значение и всё больше превращаясь в гимнастику. Тао-лу, применяющееся в И-Ли-Цюань, по-прежнему являются неотъемлемой частью системы, что с точки зрения спортивных выступлений плохо, так как на состязаниях оценивается не эффективность, а эффектность действий (амплитудные махи, прыжки, пробежки, кувырки, шпагаты сальто и пр.)

Федерация Кун-фу Украины (UKF) с мая 2009-го года, семинар Чин Фан Сёна в Киеве, начала развивать в своей структуре стиль И Ли Цюань, до этого начиная с 2007-го года в Киеве действовала небольшая группа энтузиастов, 5-6 человек, они ездили на семинары Чин Фан Сёна и упорно изучали новый для себя стиль. В дальнейшем трое из этой группы, а именно: Александр Родин, Анна Езерская, Валерий Соболевский имеющие государственную аттестацию, как тренеры-преподаватели, помимо изучения и преподавания, начали на технической и методической базе И Ли Цюаннь осуществлять также и подготовку спортсменов.

Итак, на сегодняшний день в Украине действует ряд групп (в Киеве, Умани, Крыму, Львове, Одессе, Луганске (действующая с 2005-го года), Кривом Роге и не только), правда только в Киеве и Умани И Ли Цюань занимаются не только, как искусством, но и как спортом. В Киеве преподавание ведется в трёх залах, в утреннее и вечернее время, группы детские и взрослые, спортивные, оздоровительные и общие.

В спортивных соревнованиях украинские адепты И Ли Цюань начали принимать участие с 2009-го года, в разделе туй-шоу они стали сразу же безусловными лидерами неизменно становясь чемпионами и призёрами чемпионатов и кубков Украины и Мира. Достижения в разделе тао-лу пока не столь значительны, но звание серебряного призёра Кубка Мира 2010-го года завоёванное Анной Езерской является весьма показательным. В сань-да и шуай-тзяо достаточно подготовленных спортсменов пока нет, срок подготовки слишком мал, но надо полагать, что в ближайшем будущем и в этих видах спорта ученики И-Ли-Цюань займут достойное место.

Автор: Александр Родин